среда, 8 августа 2012 г.

дневник практики по акушерству и гинекологии






Производственная практика по акушерству. Методические рекомендации для студентов 4 курса. - Учебно-методические пособия - Медицинская библиотека - Каталог файлов - Алтай-Здоровье. Неформальный виртуальный клуб медиков.

-- 15 сек 30 сек 1 мин 2 мин

Воскресенье, 29.07.2012, 07:43 Вы вошли как | Группа Гости Приветствую Вас Гость клуба | | | | |

АЛТАЙ - ЗДОРОВЬЕ неформальный виртуальный клуб

Производственная практика по акушерству. Методические рекомендации для студентов 4 курса.

Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития РФ АБЗАЛОВА Н.А., ИГИТОВА М.Б. Производственная практика по акушерству Методические рекомендации для студентов 4 курса педиатрического факультета Барнаул – 2010 Печатается по решению Центральногокоординационно-методического Совета Алтайскогогосударственного медицинского университета Составители: сотрудники кафедры акушерства и гинекологии №2 АГМУ, ассистент, к.м.н. Абзалова Н.А. и доцент, к.м.н. Игитова М.Б. Под редакцией зав. кафедрой акушерства и гинекологии №2, д.м.н., профессора Аккер Л.В. Рецензент: декан по производственной практике АГМУ, к.м.н., доцент Морозова О.П. Производственная практика по акушерству : методические рекомендации для студентов 4 курса педиатрического факультета / Н.А. Абзалова, М.Б. Игитова. – Барнаул : Изд-во ГОУ ВПО «Алтайский госу-дарственный медицинский университет», 2010. – 44 с. Методические рекомендации содержат цели и задачи производственной практики по акушерству, план её выполнения, требования к уровню практической подготовки студента и информационный материал, необходимый для усвоения практических навыков. Настоящее методическое пособие составлено на основе многолетнего опыта работы сотрудников кафедры акушерства и гинекологии № 2 Алтайского государственного медицинского университета. Общие положенияпо производственной практике по акушерству Акушерство является фундаментальным направлением медицинской науки наряду с хирургией, терапией и педиатрией. Квалифицированный врач - педиатр, окончивший медицинский ВУЗ, обязан владеть определенными знаниями и практическими навыками из области акушерства, уметь оказать неотложную помощь при экстренных состояниях, встречающихся в акушерской практике. Основа этих знаний и умений закладывается в период обучения в медицинском ВУЗе. Для закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по акушерству, согласно программе обучения, сразу после теоретического курса проводится производственная практика. Таким образом, практика является продолжением учебного процесса. Продолжительность практики – 72 часа (по 6 учебных часов ежедневно плюс одно 12-часовое ночное дежурство). Цель производственной практики: Повышение качества усвоения знаний студентов, полученных при прохождении теоретического курса путем освоения и отработки практических навыков по изучаемой дисциплине – акушерству, что в конечном итоге способствует формированию клинического мышле-ния будущего врача. Задачи производственной практики: 1. Студент должен знать структуру и принципы работы акушерского стационара и женской консультации; 2. Знать принципы санитарно-эпидемического режима родильного дома; 3. Должен ознакомиться с принципами проведения и диагностической значимостью основных и дополнительных методов диагностики, применяемых в современной акушерской практике; 4. Уметь различать патологическое и физиологическое течение беременности, родов и послеродового периода на основе данных анамнеза и объективного исследования; 5. Знать показания, технику и возможные осложнения для матери и плода основных акушерских операций; 6. Знать и уметь оказать неотложную помощь в экстренных ситуациях акушерской практики; 7. Проводить оценку состояния новорожденного по шкале Апгар на 1 и 5 минуте после рождения; 8. Знать о возможных осложнениях для плода и новорожденного при различных вариантах патологического течения беременно-сти и родов и методах неотложной помощи; 9. Знать и уметь оказать реанимационную помощь новорожденному в родильном зале. 10. Студент должен овладеть обязательными практическими навыками (список прилагается); При прохождении производственной практики студент обязан: 1. Подчиняться действующим в данном лечебном учреждении правилами внутреннего распорядка и трудовой дисциплины. 2. Строго соблюдать санитарно-эпидемический режим (не являться на работу с явлениями ОРВИ и других острых инфекционных процессов!). 3. Соблюдать правила техники безопасности. 4. Выполнять задания и овладеть обязательными практическими навыками, предусмотренными программой практики. 5. Нести ответственность за качество выполняемой работы и её результаты. Логическая структура производственной практики Базами для прохождения практики являются акушерский стационар и женская консультация. Участие студента в работе медицинского учреждения проходит в качестве помощника врача. Руководителем практики является ассистент кафедры. Распределение студентов по рабочим местам проводится равномерно таким образом, чтобы к концу практики каждый студент поработал во всех структурных подразделениях родильного дома (отделении патологии беременных, родильном блоке, первом и втором акушерском отделении, женской консультации). Основным отчетным документом студента является дневник практики, ежедневно заполняемый студентом и подписываемый врачом того отделения, где проходил практику студент. Перед началом производственной практики проводится организационное собрание, где ответственный за практику преподаватель распределяет студентов по базам, разъясняет цели и задачи прохождения практики, обращает особое внимание на вопросы этики и деонтологии, соблюдении прав пациента и необходимости сохранения врачебной тайны, обсуждает график работы, права и обязанности студента при прохождении практики. Время работы с 8.30 до 14.30, ночное дежурство с 20.00 до 8.00. 1. Ежедневно работа начинается с утреннего рапорта, где проводится учет посещаемости, проводится распределение по отделениям, намечается план работы. Руководитель практики после распределения студентов по рабочим местам объясняет особенности работы в каждом отделении и определяет объем практических навыков, которыми студент должен овладеть. На рапорте докладывают студенты, отдежурившие ночное дежурство в родильном отделении. Основной целью доклада на рапорте является обучение студентов четко, ясно докладывать истории курированных рожениц, последовательно и правильно формулировать акушерский диагноз и представлять его обоснование, а также определять тактику ведения беременных, рожениц и родильниц в зависимости от акушерской ситуации. 2. Самостоятельная работа студентов осуществляется в отделениях родильного дома или на участке женской консультации под руково-дством опытных специалистов, которые корректируют и контролируют качество выполняемых заданий. 3. В течение практики каждый студент посещает одно ночное дежурство (12 часов) в родильном отделении. 4. Совместно с преподавателем студенты знакомятся с работой детского отделения, отделений детской и взрослой реанимации. 5.В последний день практики руководитель практики проводит проверку отчетной документации (дневник практики) и оценка обязательных практических навыков, после чего выставляется дифференцированный зачет в соответствии с рейтинговой системой оценки. Женская консультация Время работы – 24 часа. Студент прикрепляется к участковому акушеру-гинекологу, совместно с которым ведет прием на участке женской консультации. Цель работы в женской консультации: Овладеть принципами ведения беременных на этапе женской консультации, выделения беременных в группы акушерского и перинатального риска, а также особенностями диспансеризации беременных в группах повышенного риска и принципами профилактики осложнений беременности и перинатальной заболеваемости. Содержание работы: 1. Знакомство со структурой работы женской консультации, принципами деления на участки и отчетной документацией, ведущейся на участке. 2. Освоение принципов диспансеризации беременных, особенностей наблюдения в каждой выделенной группе риска. 3. Участие в сборе анамнеза, общем осмотре, проведении наружного акушерского и влагалищного исследования, заборе мазков из цервикального канала на бактериологическое и бактериоскопическое исследование. 4. Составление индивидуального плана ведения беременности в зависимости от выявленных отклонений, определение срока беременности и предполагаемого срока родов, даты выдачи декретного отпуска. 5. По возможности, совместно с преподавателем, студент посещает дополнительные подразделения женской консультации (дневной стационар, кабинеты кольпоскопии и гистероскопии), присутствуют при диагностическом выскабливании, миниаборте, гистероскопии. По завершению практики в женской консультации студент должен уметь: - собирать акушерско-гинекологический анамнез; - проводить наружное и внутреннее акушерское обследование беременной; - проводить диагностику беременности и определять срок беременности и предполагаемую дату родов; - определять срок выдачи декретного отпуска; - определять предполагаемый вес плода при доношенной беременности; - составлять план обследования и ведения беременной с учетом установленных у неё факторов акушерского риска; - составлять план обследования и лечения у беременных группы высокого риска формирования перинатальной патологии; - проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременной к родам. Отделение патологии беременности Время работы – 12 часов. В отделении патологии беременности студент работает под руководством преподавателя, ведущего производственную практику. Цель работы: овладеть принципами обследования и лечения и тактикой ведения беременных с экстрагенитальной и акушерской патологией, иммуноконфликтной беременностью. Содержание работы: 1. Студент самостоятельно ведет работу с беременными в палатах отделения, где проводит сбор анамнеза, устанавливает срок беременности и предполагаемую дату родов, проводит физикальное обследование, а также специальное акушерское обследование. Далее формулируется диагноз и составляется план ведения беременной. Для женщин, находящихся на дородовой госпитализации, разрабатывается план ведения родов. 2. Совместно с преподавателем студент ведет прием беременных, поступивших на лечение или дородовую госпитализацию. По-мимо наружного акушерского исследования студент выполняет влагалищное исследование, осмотр шейки матки в зеркалах, забормазков. После полного сбора анамнеза и осмотра проводится заполнение истории родов и листа назначений, обсуждается дальнейшая тактика и особенности ведения данной пациентки. 3. При прохождении практики совместно с преподавателем студенты участвуют в обходах врачей, консультативных осмотрах беременных, обсуждают с преподавателем интересные или атипичные случаи. 4. Студент присутствует при проведении плановых операций, при желании, по согласованию с практикующими врачами, может принимать участие в плановом оперативном родоразрешении. 5. Совместно с преподавателем студенты знакомятся с работой кабинетов ультразвуковой диагностики. По завершении работы в отделении патологии студент должен уметь: - целенаправленно собирать соматический и акушерско-гинекологический анамнез, уметь интерпретировать его в плане течения и родов в каждом конкретном случае; - проводить наружное и внутреннее акушерское исследование, оценку полученных данных; - проводить пельвиометрию, оценку анатомически узкого таза, а также прогнозировать риск возникновения клинически узкого таза; - установить срок беременности и предполагаемую дату родов, сформулировать предварительный диагноз; - оценивать внутриутробное состояние плода на основе УЗИ с допплерометрией и КТГ; - рассчитывать степень перинатального риска; -составлять план обследования и ведения беременной при повышенном риске формирования перинатальной патологии; - диагностировать и составлять план обследования и лечения беременных с экстрагенитальной патологией (гипертоническая болезнь, сахарный диабет, острый пиелонефрит, порок сердца), с патологическим течением беременности (угрозе невынашивания, хронической плацентарной недостаточности, позднем гестозе, перенашивании), при иммуноконфликтной беременности; - определять срок и метод родоразрешения в зависимости от акушерской ситуации. Родильное отделение Работа в родильном отделении состоит из 2 этапов: работа в дневное время до обеда (с 8.30 до 14.30); второй этап – ночное дежурство (в течение 12 часов). Общая продолжительность работы – 24 часа. Цель работы: овладеть принципами ведения физиологических родов, методами профилактики аномалий родовой деятельности, акушерских кровотечений, родового травматизма матери и плода, а также освоить методику оказания помощи новорожденным в родильном зале. Содержание работы: 1. На первом этапе студент знакомится со структурой и порядком работы родильного отделения, правилами заполнения медицинской документации, ведущейся в родильном отделении, правилами соблюдения санитарно – эпидемического режима. Совместно с преподавателем или врачом родильного отделения студент изучает на практике ведение физиологических родов по периодам, а также знакомится с методами контроля за внутри-утробным состоянием плода в родах. 2. Совместно с врачом-неонатологом студент участвует в оказании реанимационной помощи новорожденному, родившегося в асфик-сии, участвует в проведении первого туалета новорожденного. 3. Задачами второго этапа работы является прием рожениц, поступающих на роды в приемное отделение и ведение физиологиче-ских и патологических родов совместно с дежурной акушерской бригадой. 4. При возникновении ситуации, требующей экстренного оперативного родоразрешения, студент присутствует на операции кесарева сечения, четко представляя показания и условия для проведения оперативного вмешательства. 5. Во время прохождения второго этапа практики в родильном отделении студент заполняет курационный лист, в котором описывает особенности течения и ведения, исходы родов, а также пособия, которые были оказаны роженицам, в ведении которых принимал участие студент (образец курационного листа см. в приложении) 6. Результаты ночного дежурства докладываются на утреннем рапорте, где совместно с преподавателем проводится разбор особенностей течения и ведения родов. По завершении работы в родильном отделении студент должен уметь: - собирать анамнез у роженицы; - проводить специальное акушерское исследование; -определять срок беременности, формулировать клинический диагноз и составлять план ведения родов; - проводить влагалищное исследование в родах и обосновывать показания к его проведению; - оценивать характер и эффективность родовой деятельности; - оценить внутриутробное состояние плода в родах по данным клинических и дополнительных методов исследования; - проводить профилактику кровотечения в родах и оценивать общий уровень кровопотери в родах; - разрабатывать алгоритм диагностики и экстренной помощи при акушерских кровотечениях и геморрагическом шоке, угрожающем, начавшемся и свершившемся разрыве матки, тяжелой асфиксии новорожденного; - оценить состояние плода при рождении по шкале Апгар; - оценить признаки доношенности, переношенности, недоно-шенности и незрелости у новорожденного; - оценивать показания и противопоказания для прикладывания к груди новорожденного в родильном зале; - произвести туалет родильницы; - проводить первый туалет новорожденного; - оказывать первую реанимационную помощь при асфиксии но-ворожденного. Послеродовое отделение Время работы – 6 часов. Цель работы: овладеть навыками ведения физиологического послеродового периода, научиться диагностировать ранние признаки послеродовых гнойно-септических заболеваний. Содержание работы: 1. Студент знакомится со структурой и графиком работы послеродового отделения, знакомится с показаниями и противопоказаниями для совместного пребывания матери и новорожденного, правилами санитарно-эпидемического режима, принципами заполнения палат в данном отделении. 2. Студент ведет самостоятельную работу с родильницами – наружный осмотр, определение высоты стояния дна матки и её соответствие суткам послеродового периода, осмотр молочных желез. 3. Студент присутствует и принимает участие в обработке и сня-тии швов на промежности и передней брюшной стенке. 4. Студент ведет санитарно-просветительскую работу с родильницами, знакомя их с правилами гигиены в послеродовом периоде, питания, ухода за молочными железами с целью профилактики гнойно-септической заболеваемости родильниц. 5. Студент может сопровождать родильницу в кабинет ультразвуковой диагностики, знакомиться с эхографическими признаками субинволюции матки и лохиометры. 6. Студент должен четко определять признаки патологического течения послеродового периода и показания для перевода в обсервационное отделение. По завершении работы в послеродовом отделении студент должен уметь: - оценить характер течения послеродового периода на основе жалоб, общеклинического и специального исследования родильницы; - обрабатывать швы на промежности; - делать перевязки женщинам после кесарева сечения; - проводить снятие швов с промежности и передней брюшной стенки; - оказывать помощь при лактостазе. Обсервационное отделение Время работы – 6 часов. Цель работы: овладеть навыками своевременной диагностики и ведения родильниц с патологическим течением послеродового периода. Содержание работы: 1. Студент знакомится со структурой и графиком работы обсервационного отделения, особенностями санитарно-эпидемического режима, принципами заполнения палат в данном отделении. 2. Студент ведет самостоятельную работу с родильницами – особое внимание уделяется сбору анамнеза для выявления факторов риска осложненного течения послеродового периода, также проводит наружный осмотр, определение высоты стояния дна матки и её соответствие суткам послеродового периода, осмотр молочных желез. 3. Студент проводит общий осмотр родильниц, специальное исследование для диагностики инфекционного процесса, знакомится с основными принципами ведения, лечения и профилактики гнойно-септических заболеваний в акушерской практике. 4. Студент присутствует на манипуляциях, проводимых в отделении (выскабливания полости матки, обработке и снятии швов, наложении вторичных швов), а также на родах, если они происходят в обсервационном отделении на момент прохождения практики. По завершении работы в обсервационном отделении студент должен уметь: - целенаправленно собирать анамнез, выявлять и оценивать имеющиеся факторы риска возникновения ГСЗ в послеродовом периоде; - выявлять местные и общие симптомы инфекционно-воспалительного процесса у женщин с послеродовыми гнойно-септическими заболеваниями; - проводить оценку лабораторных и дополнительных методов исследования; - проводить диагностику основных часто встречающихся форм послеродовых гнойно-септических заболеваний; - производить забор материала для бактериологического исследования; - составлять план обследования и лечения с основными формами ГСЗ (при послеродовом эндометрите, мастите). Методы контроля полученных практическихнавыков и отчетность по производственной практикепо акушерству По завершению производственной практики с целью оценки приобретенных знаний и умений проводится дифференцированный зачет. Контроль за работой студента при прохождении производственной практики осуществляется путем проверки: 1. Дневника производственной практики. Дневник по производственной практике заполняется студентом ежедневно. В нем указывается диагнозы курируемых беременных, рожениц и родильниц, самостоятельно выполненные лечебные или диагностические манипуляции, участие или наблюдение за манипуляциями или оперативными вмешательствами (показания к этим вмешательствам). На каждый день работы в отделениях родильного дома или женской консультации заполняется отдельный аттестационный лист (образец представлен ниже). Ежедневно аттестационный лист подписывается преподавателем или врачом, под руководством которых студент работал в отделении или участке женской консультации, а также подсчитывается текущий рейтинг. 2. Курационного листа – заполняемого студентом во время ночного дежурства по родильному отделению. Курационный лист заполняется отдельно на каждую роженицу, в ведении которой студент принимал участие во время дежурства. В нем кратко и четко описываются особенности течения и ведения родов у каждой пациентки, исход родов; если производились какие-либо пособия и вмешательства, указываются показания к ним. Результаты ночного дежурства студент докладывает на общем утреннем рапорте. Сумма баллов, набранная за время ночного дежурства, заполнения курационного листа и доклада на утреннем рапорте, составляет рубежный рейтинг. После завершения прохождения практики в дневнике практики составляется сводный отчет в виде таблицы, куда заносятся все практические навыки, выполненные при прохождении практики и подсчитывается их суммарное количество. Зачет по производственной практике проводится в последний день практики. К зачету допускаются студенты, прошедшие практику в полном объёме. На зачете студенты сдают дневник практики и курационные листы преподавателю, ответственному за ведение практики, которые хранятся на кафедре до окончания студентами ВУЗа. В конце практики определяется текущий рейтинг путем деления суммы всех набранных баллов на число дней практики и умножается на весовой коэффициент. Зачет по практическим навыкам включает в себя обследова-ние беременной в отделении патологии с формулированием диагноза и обоснованием плана ведения и родоразрешения беременной, оценивается по 100 – балльной системе. Сумма баллов за зачет по практическим навыкам складывается из: - обследования пациентки – от 0 до 40 баллов; - постановки диагноза – от 0 до 30 баллов; - разработки тактики ведения пациентки – от 0 до 30 баллов. Итоговая оценка складывается из суммы баллов текущего (оценка ежедневной работы в отделениях и женской консультации по индивидуальному графику) + рубежного рейтингов + баллов, полученных на зачете по производственной практике с участием весовых коэффициентов: • текущий рейтинг 0,4 • рубежный рейтинг 0,2 • зачет 0,4. Рейтинговой системой предусматривается система поощрения и взыскания. Студентам, которые при прохождении практики демонст-рировали отличные знания, четко ориентировались в клинических ситуациях, проявляли активность, возможно прибавить к текущему рейтингу от 1 до 10 премиальных баллов. Студенты, нарушавшие трудовую дисциплину (пропуски, опоздания, невыполнение заданий) получают от 1 до 10 штрафных баллов. Итоговая оценка по практике заносится в зачетную книжку: 100-80 баллов «Отлично» 79-65 баллов «Хорошо» 64-50 баллов «Удовлетворительно» 50 и менее баллов «Неудовлетворительно». ПРИЛОЖЕНИЕ Правила формулировки акушерского диагноза 1. Беременность с указанием срока. 2. Предлежание, положение, позиция, вид позиции плода. 3. Если беременность доношенная, то указывается степень зрелости шейки матки, если женщина находится в родах, указывается период родов и его фаза. 4. Осложнения беременности в порядке убывания важности, преобладания клиники (например, поздний гестоз легкой степени тяжести, угроза преждевременных родов). 5. Выявленные экстрагенитальные заболевания в порядке убывания их важности для течения настоящей беременности (например, сахарный диабет первого типа, легкой степени тяжести, миопия средней степени, НЦД по гипертоническому типу). 6. Имеющиеся гинекологические заболевания, которые могут оказать влияние на течение беременности (миома матки, фоновые заболевания шейки матки и т.д.). 7. Отмечается наличие отягощенного (или крайне отягощенного) акушерского, гинекологического, соматического анамнеза. 8. Состояние фето-плацентарного комплекса и внутриутробного состояния плода в порядке убывания важности (например, хроническая фето-плацентарная недостаточность, синдром задержки развития плода, степень компенсации, тип гемодинамических нарушений и т.п.) 9. Если женщина находится в родах, указываются осложнения родового акта в порядке убывания их важности и хронологии (на-пример, первичная или вторичная слабость родовой деятельности, дискоординированная родовая деятельность, частичное плотное прикрепление последа, гипотоническое кровотечение, разрыв промежности и т.п.). 10. Пособия, которые были оказаны в родах (например, родостимуляция окситоцином, родовозбуждение энзапростом, перидуральная анестезия, медикаментозный сон, ручное обследование полости матки, наложение швов и т.п.). Общий алгоритм обследования беременных 1. Развернутый анализ крови (с подсчетом гематокрита, количества тромбоцитов, времени свертывания, длительности кровотечения) 2. Биохимический анализ крови: определение общего белка, билирубина, сахара, АЛТ, АСТ, мочевины, креатинина. 3. Коагулограмма. 4. Общий анализ мочи. 5. Мазок из влагалища. 6. Бактериологическое исследование отделяемого из цервикального канала на флору и чувствительность к антибиотикам. 7. ЭКГ. 8. Консультация терапевта. При наличии позднего гестоза обследование дополняется: 1. Суточная потеря белка. 2. Проба Зимницкого. 3. При наличии гипертензии – тетраполярная реовазография. 4. Осмотр глазного дна. При наличии пиелонефрита в план обследования входит: 1. Проба Нечипоренко. 2. Бактериологическое исследование мочи на флору и чувствительность к антибиотикам. 3. УЗИ почек. 4. Консультация уролога. Полный текст методички в прикрепленном файле.......

Категория : | Добавил :

Просмотров : 7987 | Загрузок : 370

Всего комментариев : 0

Поставьте оценку работе Минздравсоцразвития?

source


Комментариев нет:

Отправить комментарий